Власти намерены превратить Крым в центр яхтенного туризма, построив здесь семь марин со всей сопутствующей инфраструктурой: от инженерных сетей и ремонтных мастерских до гостиниц и ресторанов. Пилотом станет курорт в Балаклавской бухте Севастополя, строительство которого должно начаться уже в нынешнем году. Говоря об этом масштабном проекте, Владимир Путин отметил, что на берегу Чёрного моря «можно конфетку сделать». «Октагон.Крым» разбирался, окупятся ли вложенные бюджетные миллиарды, кто из представителей бизнеса может инвестировать в проект и не помешают ли западные санкции грандиозным планам?
Прощай, Европа!
Согласно данным, которые приводятся в «Концепции развития портовой инфраструктуры Республики Крым до 2030 года», Россия занимает второе место в мире среди покупателей яхт после США. Но из-за отсутствия современной инфраструктуры обслуживания, ремонта и хранения маломерных судов и яхт большинство из них пользуются этим за границей – в Турции, Хорватии, Франции, Греции, Голландии, на Кипре, в Китае и на Тайване. Стоят такие услуги немало. Например, зимовка яхты длиной от 20 до 50 метров в Хорватии обойдётся от 7 до 20 тыс. евро. Лазурное побережье Франции дороже – от 10 до 50 тыс. евро. Самые низкие тарифы в Греции, Черногории и Турции. Для маломерных судов стоимость ниже – от 4 тыс. евро.
В целом, как отмечала экс-заместитель министра экономического развития Республики Крым Татьяна Малий, россияне тратят на стоянку и обслуживание яхт в других странах не менее 200 млн евро ежегодно.
Все эти деньги могут оставаться в России, стоит только создать необходимые условия. Начать решили с самой болезненной темы – инфраструктуры.
Идеальным местом для развития яхтенного туризма власти считают Крым с его протяжённой береговой линией в 2500 километров, множеством природных защищённых бухт и длинным тёплым сезоном. Ещё один плюс – наличие неиспользуемых объектов портовой инфраструктуры, которые могут служить стоянками для маломерного флота, а также рабочих яхтенных и баз-стоянок маломерных судов (БСМС). Например, только в Севастополе таких баз-стоянок 23, но открыто менее половины из них. Остальные не прошли освидетельствование в Государственной инспекции маломерных судов МЧС, а значит, выход в море с таких стоянок запрещён.
– Спрос колоссальный. У меня телефон просто разрывается. У нас пришвартованы суда со всей России – из Москвы, Перми, Ижевска, Геленджика, Находки. Могу всю географию назвать. Стоят и украинские суда, которые не платят аренду с 2014 года, с непонятными ожиданиями. Получается, они тоже занимают место на причале. В целом в Крыму спрос на стоянку стабильно превышает предложение, – рассказывает «Октагон.Крым» менеджер причала севастопольского яхт-клуба «Сент-Клемент» Олег Филиппов, принимающий на стоянку маломерные суда.
Глава комитета по туризму, курортам и спорту Крыма Алексей Черняк также отмечает, что мест для стоянок судов не хватает, при этом востребованность среди туристов растёт. Туроператоры говорят о постоянных запросах на морские маршруты в Керчи, Феодосии, Судаке, Коктебеле, Новом свете и вдоль Южного берега Крыма.
Крым с его защищёнными от природных катаклизмов тихими бухтами и длинным тёплым сезоном – идеальное место для создания яхтенной инфраструктуры.Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости
Чтобы удовлетворить растущий спрос, на полуострове намерены построить шесть яхтенных марин для маломерных и круизных судов на почти 4 тыс. мест и около 30 портопунктов. Предположительно, объекты появятся в Керчи, Феодосии, Ялте, Алуште и Евпатории. Ещё одно интересное место расположения озвучил в апреле вице-премьер республики Евгений Кабанов – это село Яковенково Ленинского района на юго-востоке Керченского полуострова. В селе, где из инфраструктуры есть только вода, электричество и один магазин, находится один из лучших песчано-ракушечных пляжей полуострова с чистейшей водой. Первые три яхтенные марины – в Ялте, Керчи и Яковенково – начнут строить в 2023 году.
«Портопункты нужны Крыму даже, наверное, больше, чем марины. Это небольшие площадки с причалом и базовым сервисом, ориентированные, прежде всего, на маломерные суда вместимостью до 12 человек и длиной до 20 метров. Именно такой флот превалирует в России вообще и в Крыму в частности».
Анатолий Цуркин
экс-министр транспорта Республики Крым, глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма
По словам Алексея Черняка, на развитие яхтинга в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития полуострова выделят около 5 млрд рублей. Эти деньги пойдут на подведение и реконструкцию инженерных сетей и гидротехнических сооружений. Всё остальное – собственно строительство марин со всей прилегающей сервисной и гостинично-ресторанной инфраструктурой – предполагают сделать за счёт инвестора. Эта общемировая практика, которая активно применяется при создании турецких, скандинавских и средиземноморских марин, зарекомендовала себя как наиболее эффективный механизм сотрудничества государства и частного инвестора.
Первый пошёл
По аналогичному принципу финансирования построят и яхтенный курорт в Балаклавской бухте Севастополя, создать который поручил в 2016 году Владимир Путин. Он станет первым и самым крупным на полуострове – марина сможет одновременно принимать на стоянку 600 судов разного класса от 6 до 75 метров. Бухта, вход в которую не виден с моря, считается лучшим местом на черноморском побережье для создания центра яхтенного туризма с точки зрения её географических, природных и навигационных особенностей. В советское время здесь была сверхсекретная база подводных лодок. Один из плюсов бухты – извилистый фарватер, который защищает её от сильных штормов.
На территории в 13 тыс. 270 квадратных метров построят и реконструируют причалы, Таврическую набережную и набережную Назукина, два автомобильных моста, несколько участков дорог и зданий, доковое сооружение, транспортно-технический блок и теплогенераторную, благоустроят прилегающую территорию. В план также включены строительство инженерных сетей, в том числе локальных очистных сооружений, дноочищение и дноуглубление Балаклавской бухты. Все эти работы, которые проведут за счёт федерального и регионального бюджетов, изначально оценили в 3,8 млрд рублей, затем после проведения технико-экономического аудита стоимость выросла до 7,2 млрд рублей. Бывший глава города Дмитрий Овсянников пояснял, что для подобных крупных проектов такое изменение цены обычное дело – на этапе внесения проекта в федеральную целевую программу не всегда известно реальное состояние инфраструктуры и объектов. В Балаклаве оно оказалось хуже, чем предполагали.
Владимир Путин ещё в 2016 году поручил создать яхтенный курорт в Балаклавской бухте Севастополя.Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости
Начать работы должны были ещё в 2018 году, но сроки сдвинулись на три года. Отчасти из-за необходимости строительства большого количества инфраструктурных объектов, отчасти из-за процедуры передачи земли от Минобороны РФ в собственность города и наличия на территории будущей марины промышленных производств Балаклавского рудоуправления. Их предприятие согласилось ликвидировать в течение трёх лет. Ещё одной проблемой, о которой доложили Путину, стало повреждение трубы глубоководного выпуска, в результате чего нечистоты долгое время сливались в бухту вблизи берега.
Строить марину начнут в этом году, параллельно будут сформированы инвестиционные площадки. В мае Главгосэкспертиза России одобрила проектно-сметную документацию, которую разработало АО «Стройгазмонтаж» (СГМ) – основной подрядчик «Газпрома». Именно эта компания строила Крымский мост стоимостью 228 млрд рублей и железнодорожные подходы к нему, а также выполняла ряд работ в международном детском центре «Артек» и начинала возводить культурный кластер в Севастополе (в 2019 году её сменил «Стройтрансгаз», аффилированный с Геннадием Тимченко). До ноября 2019 года СГМ принадлежал миллиардеру Аркадию Ротенбергу, который попал под санкции ЕС за свои крымские проекты. Ротенберг продал компанию непубличному акционерному обществу «Стройинвестхолдинг», образованному за несколько месяцев до покупки «Стройгазмонтажа». Её единственным учредителем является некая Ольга Сафонова из Иркутска, где у неё ранее было несколько небольших компаний с уставным капиталом от 10 до 15 тысяч рублей. Все они на данный момент ликвидированы.
Больше политический проект
Для создания туристической и рекреационной инфраструктуры в Балаклаве правительство Севастополя планирует привлечь около 14 млрд рублей частных инвестиций (ранее речь шла о 12 млрд рублей). Об этом говорится в отчёте о результатах деятельности правительства Севастополя за 2020 год.
Предполагается, что на базе инвестиционных площадок появятся рекреационный комплекс, несколько гостиниц и ресторанов, многофункциональные общественные спортивно-развлекательные и торгово-офисные центры, сеть канатных дорог, яхт-клуб, а также уникальный для Крыма судоремонтный комплекс для ремонта и хранения судов. Здесь также построят паркинг на две тысячи машин.
Правительство Севастополя планирует найти инвесторов на основные площадки до конца года.
Помочь в этом должно включение марины в новую программу льготных кредитов для строительства туристической инфраструктуры, запуск которой во время своего апрельского обращения к Федеральному собранию анонсировал президент.
Ставка по кредитам рассчитана на 15 лет на уровне 3–5 процентов.
Экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин сомневается, что правительству Севастополя удастся быстро найти инвесторов даже при наличии льготных кредитов.
– Мы все мечтаем о маринах вроде тех, которые есть в Сочи или Монако, но мы должны понимать, что любая марина должна давать прибыль инвестору. Люди в условиях кризиса считают деньги очень хорошо, и я сомневаюсь, что эти инвестплощадки будут иметь такую большую популярность. Это больше политическая история по приведению Балаклавы в надлежащее состояние, чем какой-то инвестпроект, – говорит Цуркин.
Экономист, генеральный директор Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополя Гирей Бекиров разделяет сомнения в прибыльности проекта, но при этом считает, что инвестор найдётся в любом случае. Не найтись не может.
Крымские марины строятся в первую очередь для российских владельцев яхт. Спрос на стоянку и обслуживание в стране среди них растёт с каждым годом.Фото: Константин Михальчевский/РИА Новости
– Нужно понимать, что это приоритетный проект и личное поручение президента. В Балаклавскую марину, которую строит «Стройгазмонтаж», скорее всего, будет инвестировать Ротенберг. В Ласпи Владимир Евтушенков сейчас строит большой отель. Такие крупные бизнесмены, системообразующие российские предприятия, которые так или иначе связаны с государственными активами, и будут инвестировать по негласной просьбе президента. Как «Сбер», который построил «Мрию», а затем винный парк за 4 млрд рублей. Наверное, это и правильно, поскольку классический инвестор пока сюда и не пойдёт, – считает Бекиров.
Нужно понимать, говорят эксперты, что крымские марины готовятся в первую очередь для российских состоятельных туристов, а не для иностранных владельцев яхт. Но и последним санкции вряд ли помешают остановиться на зимовку в Евпатории или Керчи: все крымские порты – международные и открытые, а при желании систему автоматической идентификации судов (AIS) можно выключить. В любом случае пустовать крымские марины не будут. В России достаточно много невыездных любителей яхтинга, а эпоха коронавируса, разделившая страны, до сих пор не окончена.
Симферополь – Севастополь.