Крымскую винодельческую отрасль, стойко выдержавшую санкционное давление последних лет, ожидает новая проверка на прочность. В следующем году акциз на тихие вина вырастет практически втрое – с 36 до 108 рублей за литр. На игристые и креплёные ставка будет ещё выше – 141 рубль. Соответствующий закон уже принят Госдумой в третьем чтении и одобрен Советом Федерации. Повышение планируется с 1 мая, и 2024 годом оно не ограничится. К 2026-му акцизы ещё немного подрастут – до 116 и 153 рублей соответственно. «Октагон.Крым» разбирался, как это отразится на отрасли и в каком она сейчас состоянии.
Санкции заставили переформатировать бизнес
Тема закупки техники, оборудования и необходимых комплектующих, которые ранее поставлялись европейскими компаниями, болезненная для российских виноделов. За несколько лет активного курса импортозамещения заместить на должном уровне не удалось практически ничего, разве что есть определённые успехи с питомниками саженцев. Раньше отечественные питомники, в том числе крымское хозяйство Alma Valley и крупнейшие краснодарские компании «Фанагория» и «Агрофирма “Южная”», покрывали потребности рынка не более чем на 20 процентов, производя в сумме около 3 млн саженцев в год. Сегодня удалось выйти на показатель в 30–40 процентов, сообщил партнёр проекта Cellar Master винодел Алексей Сапсай, который руководит питомником. По его словам, большое влияние на ситуацию оказала господдержка.
– Субсидии от государства очень хорошо стимулируют производство отечественных саженцев. Повышается не только их количество, но и качество. Мы выращиваем как международные, так и автохтонные сорта, согласно заявкам от предприятий Крыма и Краснодарского края. Сотрудничаем более чем с 20 винодельческими предприятиями, сейчас вышли на производство 600–700 тысяч саженцев в год, – рассказывает Сапсай.
В 2024 году стоимость бутылки вина в магазине вырастет на 20 процентов.Фото: Егор Алеев/ТАСС
Наращивают мощности и питомники при винзаводах, которые ориентированы на покрытие потребностей конкретных хозяйств, ими созданных. Как, например, «Качинский+» при крупном винзаводе «Инкерман», способный производить более 500 тыс. саженцев в год.
– У нас свой питомник, саженцами мы обеспечены. По нержавеющим ёмкостям в этом сезоне мы отработали с российской фирмой «Мелеста», они поставили нам почти 125 тысяч декалитров, – уточняет генеральный директор Инкерманского завода марочных вин Лариса Шимчук.
Откуда завозятся бочка и пробка, виноделы предпочитают умалчивать. В неофициальном разговоре сообщают, что в этой сфере практически ничего не изменилось, кроме длины логистического плеча, количества фирм-прокладок и конечной стоимости – она выросла примерно в два раза. Основная проблема в том, что для должного созревания вина важны конкретные материалы, которые есть только за рубежом.
Например, лучшие пробки, как считают эксперты, изготовлены исключительно из дерева, выросшего в Португалии и Испании, а бочки – из французского дуба.
Ещё используют славонский, венгерский или румынский дуб. В России для выдержки и хранения вина подходит только дуб, растущий на Кавказе. Но и у него есть особенности, поэтому не для всех вин этот материал пригоден.
– Что касается остальных комплектующих, то импортозамещение идёт сложно. Просто потому, что своего французского или венгерского дуба, португальской пробки у нас нет. А это важно для вина. Есть производства, но они работают на импортном сырье, и другого варианта не предвидится, так как сырьё подходит только импортное, – поясняет Алексей Сапсай.
Продажи просели из-за снижения турпотока
По крымской отрасли виноделия и виноградарства ударило и сокращение турпотока, поскольку львиную долю продаж всегда фиксировали летом. Пик торговли в Крыму, по данным аудита республиканского минсельхоза и Роскачества, приходится на период с июля по сентябрь. Месячный финансовый объём крымского рынка вина в августе 2022 года превысил 800 млн рублей, что почти в три раза выше, чем, например, в мае. Итоги продаж в этом году ещё не подведены, но уже ясно, что они будут меньше, чем в прошлом: если в 2022-м полуостров посетили 6,5 миллиона отдыхающих, то в этом году прогнозируют максимум 5 миллионов туристов.
– В том году у многих продажи просели сильно, и вино осталось на складе, поскольку Крым был недостаточно полон туристов, – объясняет «Октагон.Крым» глава крупной винодельни «Бельбек» Сергей Бескоровайный, чьи вина признавались одними из лучших в России.
«Слабый турпоток значительно отражается на виноделах. По цифрам сложно сказать, но плохо. Сегодня есть предприятия, которые уже находятся на грани закрытия».
Сергей Бескоровайный
глава винодельни «Бельбек»
При этом туристы, как отмечает Роскачество, предпочитают покупать в Крыму местные, но недорогие вина. Основной объём потребляемой продукции приходится на напитки стоимостью 510–520 рублей за литр, примерно 350 рублей за бутылку. Именно на таких производителей, которые держат цены в диапазоне 400–700 рублей, после повышения акциза ляжет основная нагрузка, предупреждают эксперты. Их вина существенно поднимутся в цене.
– Вино в Крыму и так сегодня продаётся хуже, чем пару лет назад, в связи с падением турпотока. Теперь оно ещё и вырастет в цене. Я думаю, чтобы понять, какой станет цена для потребителя, акциз нужно мультиплицировать на логистическую составляющую. Как итог на полке бутылка вина подорожает процентов на 20 минимум. Я говорю про сегмент недорогих вин стоимостью до 700 рублей. Спрос снизится существенно, но насколько именно, сейчас сложно сказать. Но вино – это не продукт первой необходимости, и люди, экономя бюджет, будут покупать в первую очередь хлеб и мясо, а не вино, – убеждён севастопольский винодел в третьем поколении Рем Акчурин.
Чтобы минимизировать финансовые потери, винодел планирует расширять географию продаж и выходить на рынок других регионов, а также в Китай.
В Крыму по отрасли виноделия ударило сокращение турпотока.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
В целом все виноделы, с которыми пообщался «Октагон.Крым», выражают обеспокоенность и говорят, что только «прорабатывают вопрос» и пока не могут прогнозировать какие-то точные цифры по нагрузке на бизнес и сокращению продаж.
– Мы сейчас ожидаем уточнений по закону, они будут уже в следующем году. Есть несколько систем лицензирования: крестьянско-фермерские хозяйства, производители, которые делают вина защищённого географического указания, как мы, есть общая система. Возможно, это коснётся не всех, – надеется Сергей Бескоровайный.
Комфортно себя чувствуют пока лишь некоторые бутиковые виноделы с малыми объёмами продаж, выпускающие вина в ценовой категории выше средней – от 1,2–1,5 тыс. рублей за бутылку.
– Государство закрывает дыры в бюджете за счёт производителя и покупателя, и это, конечно, неприятно. Но по мне рост ставки не ударит, так как в стоимости продукции доля акцизного сбора невелика, из-за того что объёмы у меня маленькие – около 18 тысяч бутылок в год – и цены достаточно высокие, – заключает глава семейной винодельни «Два сердца» Павел Пестов.