Крымские производители устриц, креветок и мидий переживают сложный переходный период. С одной стороны, санкционные ограничения, из-за которых из России ушли многие европейские поставщики морских деликатесов, открыли перед ними возможность расширения рынка сбыта, с другой – создали и ряд проблем. Например, предприниматели столкнулись с невозможностью закупать спат (молодь) во Франции. Выход есть – создание собственных селекционных центров. Работа в этом направлении уже ведётся. А вот проблема запрета на выход в Чёрное море решена лишь частично.
В ожидании старта
В 2019 году в России было добыто 5,2 тыс. тонн морских деликатесов, уже в 2021 году показатель увеличился до 8,3 тыс. тонн. И если на выращивание мидий ориентированы в основном Дальний Восток и частично Север страны, то устричное фермерство из-за благоприятного климата – большей частью черноморская история. Сейчас производство устрицы в Чёрном море под угрозой.
– Фермы по выращиванию аквакультуры можно сравнить с огородом, где постоянно нужно обрабатывать грядки. Так и в нашем деле – регулярно нужно выходить в море, в поля. В противном случае мидии, устрицы, рапаны обрастают ракушками и набирают лишний вес. В итоге мы не можем навешивать буи, и весь урожай попросту оседает на дно, – говорит председатель Крымской ассоциации аквакультуры Сергей Грищенко.
Высадка устриц на доращивание на мидийно-устричной ферме на озере Донузлав.Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Власти Севастополя разрешили выходить в море производителям аквакультуры при определённых условиях ещё в апреле, но глобальную проблему это не сняло: на большей части полуострова запрет ещё работает.
Временная заморозка
С проблемой выхода в море столкнулись не все крымские производители. Как рассказал «Октагон.Крым» администратор фермы «Аква Альянс» Никита Глущенко, запрет их не коснулся, поскольку ещё в 2021 году залив, где находится ферма, юридически реформировали и перевели в статус отдельного водоёма.
По словам администратора предприятия, изначально ферма открывалась чисто под выращивание мидий. В 2016 году впервые завезли мальков устриц, которые успешно прижились.
– Если сравнивать рентабельность среди продажи мидий и устриц, то устрицы на порядок выгоднее и востребованнее в России. Мидии нужно выращивать в больших объёмах, чтобы покрыть все издержки.
«Сейчас на нашей ферме подрастает около 400 тонн мидий, за год мы собираем не более 100 тонн. Остальные 300 тонн продолжают дозревать. Время взращивания мидий до готового продукта – три года».
Никита Глущенко
администратор фермы «Аква Альянс»
Основной рынок сбыта фермы находится на материковой части России, преимущественно в крупных городах и столице. В связи с ограничением работы аэропортов всю выращенную продукцию решили временно заморозить до восстановления авиасообщения. Также рассматривается возможность доставки в ближайшие аэропорты Краснодара и Сочи и дальнейшей транспортировки груза в Москву и Петербург.
Приходится производителям менять и логистику закупок спата.
– Раньше мы работали с французским мальком. Теперь, когда поставки спата прекратились, смотрим в сторону Китая. При этом все фермеры мечтают о своих питомниках, но это крайне затратное предприятие, предполагающее отдельный закрытый водоём с аэрацией, – рассказывает Глущенко.
Замещать нужно не только спат, но и специализированные суда для обслуживания ферм аквакультуры. Аналогичная история со специализированным чулком, в котором растут мидии, – сейчас его закупают в Италии.
Длинные инвестиции
Вице-губернатор Севастополя Мария Литовко уже анонсировала создание собственного селекционно-племенного центра для выращивания спата. Оксана Вялова, специалист по моллюскам Института биологии южных морей (ИнБЮМ) Российской академии наук, курирующая проект, рассказала, что предварительная работа уже началась. Весь вопрос – в автоматизации процесса, которого необходимо будет добиться, и в объёмах.
– Я исследовала питомники Франции, Италии, Испании. Предприятия Средиземноморья рентабельны в условиях крупнейшего вала продукции. Нужно понимать: помимо того, что мы содержим маму и папу, также растим их потомство. Речь идёт о кормовой базе, добываемой из водорослей, которые мы также должны вырастить. И это не один вид корма, а минимум четыре-пять видов микроводорослей для того, чтобы ввести необходимую для здорового потомства диету, – пояснила учёный.
Технологии выращивания устриц во Франции приравнены к вопросам национальной безопасности.Фото: Svelana Bachevanova/Zuma/TASS
По словам экспертов, французские питомники выдают 1 млрд спата за год. Россия закупает около 10 млн штук. Во Франции технологии выращивания устриц считаются не просто брендом, а приравнены к вопросам национальной безопасности. Ту же устрицу собирают в определённые месяцы, чтобы она не горчила и не теряла в весе. И государство должно быть заинтересовано в серьёзной поддержке отрасли.
По словам Сергея Грищенко, пока господдержки не хватает. К примеру, Крым выделил предприятиям аквакультуры 24 млн рублей, Севастополь – всего 5 млн рублей. Для сравнения: севастопольским виноградарям дали 300 млн рублей подъёмных. Эксперт считает, что инвестиционную политику надо в корне пересмотреть. Тем более что в подобном фермерстве не добиться быстрого результата, это «длинные» деньги.
«Отрасль сравнительно молодая, без истории, и пока нет чёткого понимания необходимых вложений. На практике на один гектар фермы требуется не менее полутора миллионов рублей инвестиций».
Сергей Грищенко
председатель Крымской ассоциации аквакультуры
Как ни странно, но в окупаемости предприятия могут помочь карантинные нормы РФ. При закупке молодняка за рубежом по санитарным требованиям он должен находиться на карантине 30 суток. То есть в отдельных резервуарах под наблюдением ветеринарных врачей. Подобная передержка также приносит неплохие деньги и помогает отраслевикам пережить временные ограничения.