Республика Крым завершает 2021 год с десятикратным притоком инвестиций. Более того, президентом Владимиром Путиным поставлена задача руководству Республики Крым и Севастополя за три года нарастить объём инвестиций до 1 трлн рублей, что позволит увеличить собственные доходы регионов и создать новые рабочие места. Местные власти уже отрапортовали о готовности. Кто и сколько денег вкладывает в Крым и какие проекты, скорее всего, останутся на бумаге, разбирался «Октагон.Крым».
Ещё в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Агентство стратегических инициатив презентовало обновлённый рейтинг инвестиционного климата регионов России. Крым с пятидесятых позиций поднялся на 11 место. Подтверждением реальных изменений стало десятикратное увеличение количества привлечённых инвестиций в экономику региона по сравнению с 2020 годом, которое зафиксировали ещё на конец октября. Об этом сообщил гендиректор корпорации развития Крыма Дмитрий Ворона.
Возможно, притоку частных инвестиций способствует и закрытие данных об акционерах, которое стало возможным в 2019 году. На сегодня в Крыму и Севастополе уже не меньше 60 юридических лиц закрыли сведения об учредителях и директорах для защиты от рисков западных санкций. Причём активно стали закрывать сведения именно в 2021 году.
Как сообщает корпорация, сейчас в республике заключено 219 инвестиционных проектов на общую сумму почти 200 млрд рублей. Среди них долгожданное строительство большого оптово-логистического центра (ОЛЦ) в районе села Чистенькое под Симферополем, который начала возводить крупная торговая сеть «ПУД». Первый такой центр «ПУД» начал строить годом ранее. В совокупности оба проекта оцениваются в 11,5 млрд рублей.
По данным инсайдеров, компания связана с семьёй экс-главы Минсельхоза Александра Ткачёва. Торговая сеть на сегодня является крупнейшей в Крыму, обладая почти сотней магазинов и постоянно расширяясь. Для сравнения: её ближайший конкурент, сеть продуктовых магазинов «Лидер», насчитывает не более 40 объектов. Остальные местные торговые сети отстают ещё больше. Полуостров, оставшийся из-за европейских санкций без федерального ритейла вроде «Пятёрочки» и «Магнита», стал отличной площадкой для монополизации сегмента розничной продуктовой торговли.
Примечательно, что строить распределительные центры, о необходимости которых говорили все годы нахождения Крыма в составе России, компания начала около года назад только после того, как президент Владимир Путин лично обратил внимание на дороговизну продуктов в Крыму.
Инсайдеры говорят, что, возможно, было и личное поручение, как это нередко происходит в ситуации с Крымом, когда речь идёт о крупных частных инвестициях.
К слову, с именем Ткачёва связан и суперсовременный детский развлекательный центр «Ялта-парк», который будут строить по аналогии с «Сочи-парком» и Диснейлендом. Соглашение о строительстве на 16 млрд рублей было подписано на ПМЭФ-2021 лично Ткачёвым и главой Крыма Сергеем Аксёновым.
В целых 35 млрд рублей оценивается современный центр рекреации у императорского курорта «Мойнаки» в Евпатории. Его планируют построить за восемь лет ООО «Славянский дом» и «Симферопольская девелоперская компания». По словам главы Крыма Сергея Аксёнова, это будет детский реабилитационный центр, такой как «Артек», только в сфере здравоохранения. Проект по сути является поручением президента.
«Славянский дом» – это известная строительная компания из Анапы, которая сейчас строит также жилой комплекс в Ялте. Её учредителем является Сергей Батурин. Но интереснее «Симферопольская девелоперская компания», основанная год назад и имеющая в штате всего одного сотрудника. Это Эдуард Гривковский, в недавнем украинском прошлом вице-премьер Крыма, а теперь глава фирмы «Столичная строительная группа», строящей в Симферополе жилой комплекс «Жигулина роща». По данным открытых источников, в прошлом году выручка компании составила 2,3 млрд рублей, а прибыль почти 800 млн рублей. Иными словами, Гривковский – игрок вполне весомый.
Но большинство крупных проектов пока находятся только на стадии переговоров с инвесторами. Например, туристический кластер «Новая Евпатория», способный принимать 40 тысяч туристов в год, хотят построить за счёт средств федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя и средств частных инвесторов. Правда, пока это только планы. Остаётся неясной и судьба горнолыжного курорта на склонах Ай-Петри. Впрочем, в октябре глава корпорации развития Крыма Дмитрий Ворона заявил, что он всё же появится.
Вероятно, не стоит ждать и строительства нового курортного города на западе полуострова, анонсированного в этом году теперь уже экс-вице-премьером Крыма Евгением Кабановым.
Найти инвесторов для этих и других масштабных проектов – задача для Крыма архисложная, считают экономисты. Но здесь опять может помочь воля президента. Кандидат экономических наук, в прошлом эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев отмечает, что такая практика давно существует в мире.
«В отличие от законов физики, законы экономики до определённой степени поддаются регулированию. Так, например, поступила Великобритания в 70-е годы прошлого века, когда поднимала экономику Шотландии».
Михаил Беляев
кандидат экономических наук
– Тогда благодаря созданным искусственно регулятивным механизмам удалось это успешно сделать. В Шотландию пришли стремившиеся на европейский рынок японцы и стали там производить свою технику, – сказал Беляев.
По мнению эксперта, задача собрать за три года 1 трлн рублей частных инвестиций, поставленная президентом, вполне выполнима. Для этого важно создать организационно-структурные схемы для обхода западных санкций, а также приятные в финансовом отношении условия для инвестора.
Весьма настороженно относительно возможностей достижения грандиозной цели в 1 трлн рублей высказался директор Института экономики и управления Крымского федерального университета имени Вернадского Виктор Реутов. Экономист обратил внимание на одну деталь: в бюджете Республики Крым на ближайшие годы заложен рост собственных доходов лишь на уровне 5–6 процентов, но при этом в 2024 году произойдёт резкое снижение федерального финансирования – с трёх четвертей до двух третей. Отчасти это связано с завершением проектов по федеральной целевой программе и национальных проектов.
«Однако при том, что планируется привлечь такие крупные инвестиционные средства, то есть по 200 млрд рублей в год, отдача от этих инвестиций вообще не запланирована в доходной части бюджета».
Виктор Реутов
директор Института экономики и управления Крымского федерального университета имени Вернадского
– А почему? Потому что материковые компании-инвесторы не будут регистрироваться в Крыму, и их налоги будут уходить, соответственно, в другие регионы, – сказал Реутов.