После того, как российские военные 26 февраля взорвали дамбу, построенную украинскими националистами в 2014 году для прекращения подачи воды на полуостров, начались работы по реконструкции инфраструктуры Северо-Крымского канала. По словам Сергея Аксёнова, большая днепровская вода придёт в Крым к середине марта – столько времени понадобится, чтобы расчистить от деревьев заросшее русло на территории Украины и восстановить подорванные националистами заслонки, без которых невозможно подать воду на полуостров без ущерба для жителей Херсонской области. Уже сейчас понятно, что после перезапуска Северо-Крымского канала структура сельского хозяйства Крыма изменится. Аграрии задумываются о том, чтобы возобновить посадки риса и других влаголюбивых растений, а фермеры смогут увеличить поголовье коров.
Водная блокада нанесла АПК ущерб в 200 млрд рублей
Перекрытие Северо-Крымского канала в 2014 году оказало колоссальные негативные последствия на экологию и сельское хозяйство полуострова. В августе 2021 года Следственный комитет РФ по факту водной блокады Крыма возбудил уголовное дело по статье «Экоцид». Это первый случай, когда в России применили такую статью. Ущерб сельскому хозяйству Крыма, по подсчётам региональных властей, из-за водной блокады превысил 200 млрд рублей, а общий ущерб оценили в 1,45 трлн рублей.
– В Крыму был огромный потенциал виноградарства, садоводства, овощеводства, заложенный ещё в советское время. Когда мы остались без воды, вместо 430 тысяч гектаров орошаемых сельхозземель резко сошли на 10–13 тысяч гектаров за счёт подземных вод. Это катастрофа. Потом, правда, поднялись в два раза, но этого всё равно крайне мало, – говорит президент Крымской академии наук, председатель ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко.
«А какой удар был по фермерам! Люди уезжали целыми посёлками из засушливых районов. Сколько забитых окон, дверей! Взять те же Марфовку, Марьевку на востоке Крыма».
Виктор Тарасенко
президент Крымской академии наук, председатель ассоциации «Экология и мир»
После начала водной блокады полуострова территория Херсонской области стала заболачиваться, а в северных районах Крыма (Джанкойском и Красноперекопском) от чрезмерной откачки подземных вод произошло засоление почв. Схожая проблема наблюдается и на востоке полуострова.
– Начались процессы осолонцевания, из космоса стали замечать пятна карбонизации почвы. Земли начали сереть, их качество ухудшаться, – отметил Тарасенко.
Ранее северный степной Крым являлся территорией высокоразвитого земледелия, славился своими садами и обширными площадями бахчевых культур. Урожайность была высокая. Здесь выращивали самые сладкие арбузы и дыни. После 2014 года выращивание влаголюбивых бахчевых сократилось в разы: при дефиците воды увеличились расходы и уменьшилась урожайность. Площади удалось сохранить лишь небольшим фермерским хозяйствам, использующим воду из скважин.
Значительно сократились и объёмы производства овощей открытого грунта. Практически полностью пришлось отказаться от посевов кукурузы и сои. Перестали на полуострове выращивать и рис, требующий большого количества влаги. Это при том, что рисовые хозяйства до 2014 года были самой эффективной культурой орошаемого земледелия Крыма. Здесь собирали наибольший урожай риса на территории всей Украины – более 80 тыс. тонн в год.
Подготовка Северо-Крымского канала для пуска воды в Крым.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Пострадали также рыбная отрасль и животноводство: фермеры были вынуждены сократить поголовье сельскохозяйственных животных. Кроме того, водная блокада напрямую сказалась на стоимости молока. Как рассказал «Октагон.Крым» генеральный директор ООО «Крымский молочник» Александр Слюсаренко, дорогие корма, которые фермеры вынуждены завозить с материка, делают производство молочной продукции в разы дороже, чем в среднем по стране.
Многочисленные меры по восполнению водного дефицита региона, предпринятые российскими властями, снизили остроту вопроса и позволили закрыть потребность в питьевой воде, но полностью восстановить объёмы сельскохозяйственного производства так и не смогли.
Продукции станет больше, но снижения цены ждать не стоит
– Работы ещё много. Надо восстанавливать всю систему канала – и центральную, магистральную, и все отводящие: Азовскую, Тарханкутскую, Красногвардейскую. Это сотни километров сооружений, которые обеспечивали водоснабжение. Где-то участки могут быть заболочены, где-то элементы проржавели и так далее. Это огромный ущерб системе мелиоративного хозяйства в Крыму, и быстро всё восстановить, увы, не получится, но возрождать надо, – считает Виктор Тарасенко.
В минсельхозе Крыма от комментариев воздержались, отметив, что пока рассматривается дорожная карта по восстановлению Северо-Крымского канала, преждевременно говорить о чём-то конкретном. А вот спикер госсовета региона Владимир Константинов уже заявил о том, что власти намерены вернуть региону статус производителя риса.
«Новое развитие благодаря пуску воды возможно. Например, возврат к рису – он был традиционной отраслью для Крыма. 30 процентов рынка Украины занимали поставки с полуострова. Это было очень рентабельное производство в сельском хозяйстве, и надо взяться за это после обеспечения водой».
Владимир Константинов
председатель Государственного Совета Республики Крым
Директор Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий такое решение поддерживает, добавляя, что вернуть стоит также и посевы сои и кукурузы, но только после экономических расчётов.
– Прежде всего, нужна поэтапная дорожная карта. Могу сказать, что если будет вода на полях, то однозначно севообороты риса, сои и кукурузы Крыму для обеспечения своего продовольственного и фуражного баланса нужно возвращать. Но какая будет экономическая эффективность, сколько будет стоить вода, для этого правительство и минсельхоз должны сделать расчёты, – говорит Паштецкий.
Директор Института экономики и управления Крымского федерального университета Виктор Реутов отмечает, что о снижении себестоимости выращиваемой продукции после начала орошения земель и увеличения посевных площадей говорить пока рано.
«Очень много факторов, помимо стоимости воды, влияющих на конечную цифру, среди которых сейчас есть ряд неизвестных».
Виктор Реутов
директор Института экономики и управления Крымского федерального университета
– Очевидно, что мы увеличим производство культур и переориентируем сельское хозяйство на орошаемое земледелие, но говорить о снижении себестоимости и цены для потребителя рано. На цену сейчас будут оказывать давление много других факторов, в их числе стоимость техники и удобрений. Сейчас происходит изменение глобальных цепочек поставок комплектующих. Я не могу сказать, что это плохо, но как это повлияет на себестоимость, мы пока не знаем. Хотя структура себестоимости изменится в лучшую сторону, а объём производства увеличится, – отмечает экономист.