Уход западных брендов из России мотивирует отечественных производителей. Такое мнение в начале марта высказал Сергей Аксёнов, отметив, что полуостров живёт в условиях санкций уже восемь лет. За это время вопрос импортозамещения стал одним из ключевых. И в регионе немало примеров успешных проектов, которые развиваются в условиях ограничений. Производители замещают импортные продукты и даже расширяют рынки сбыта, выходя на Азию.
– Мы живём в условиях санкций с 2014 года, ограничениями можно напугать города на материке. Мы продолжаем работу и развиваемся, – таким мнением с «Октагон.Крым» поделился владелец ООО «Севастопольская сыроварня» Алексей Повалий.
Его небольшое предприятие работает с 2018 года. За это время команда из шести человек не только обзавелась постоянными клиентами, но и увеличила производство в три раза. Сейчас сыроварня изготавливает около тонны продукта в месяц. В списке клиентов – жители Крыма, Москвы и Тольятти.
«В России богатейшая история сыроделия. Во времена царской империи мы снабжали Европу сырами и маслом, причём отличного качества. После 90-х был упадок. Сейчас мы работаем как на отечественных рецептах, так и на зарубежных».
Алексей Повалий
владелец ООО «Севастопольская сыроварня»
Молоко местное, а вот стартерные культуры или, проще говоря, закваски зарубежные. По словам сыровара, отечественные бактерии пока уступают заграничным. Если поставки прекратятся, предпринимателям придётся пожертвовать качеством продукции. Такого же мнения придерживается владелец фермы «Нюся» Эдуард Назаров.
– Все мои друзья – сыровары, поэтому с уверенностью говорю, что за последние три года качество сыра в России выросло благодаря консультациям зарубежных коллег и заграничным стартерным культурам. По словам европейских поставщиков, прекращать сотрудничество они не планируют, но предупредили: цены будут кусаться, – поделился Эдуард Назаров, отметив, что из-за этого, к сожалению, придётся повысить и стоимость конечного продукта процентов на 20.
Производством выдержанного сыра он занимается девять лет. В его хозяйстве 14 чистопородных племенных швейцарских коров. Из молока производятся 10 сортов выдержанного сыра и сырные трюфели. Последние – эксклюзив в меню гурманов. По словам Эдуарда, лакомство продаётся поштучно и требует ювелирной точности в приготовлении.
Каждый год количество любителей крафтовых сыров в России, как отмечают крымские сыровары, растёт в два раза, ведь отечественный продукт ничем не уступает раскрученным зарубежным брендам.
Ещё один крымский деликатес – устрица – теперь станет независимым от западных поставок и будет выращиваться на отечественном спате. Об этом сообщила вице-губернатор Севастополя Мария Литовко. Идея импортозамещения принадлежит Институту биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН. Его учёные уже много лет разрабатывают методики выращивания створчатого моллюска. Свои инновации они внедряют в действующие предприятия. Пример удачного сотрудничества – фирма ООО НИО «Марикультура».
– Первый успешный эксперимент с отечественным спатом прошёл ещё в 2015 году. Поэтому сейчас в условиях жёстких санкций, которые не позволяют закупать молодь, нам важно создать питомник промышленных масштабов, но это требует больших усилий и вложений. Мы рассчитываем на поддержку государства, – рассказал директор и учредитель фирмы Владислав Шенявский.
Мужчина продолжает семейное дело, которое ещё в 2005 году начал его отец. Тогда фирма занималась исключительно научными исследованиями, а с 2018 стала выращивать тихоокеанскую устрицу в коммерческих целях. Планируется, что в этом году ферма соберёт 300–500 тысяч моллюсков. Севастопольский деликатес продаётся по всей России, в списке покупателей более 10 городов. Однако, по словам Владислава Шенявского, если в ближайшее время Севастополь не обзаведётся собственным питомником для выращивания спата, фермы, которые занимаются створчатым моллюском, закроются по всей стране.
– Отказавшись от зарубежного спата, мы избавимся от зависимости и сможем уверенно стоять на ногах, потому что другие нюансы работы, такие как европейское оборудование, можно решить заменой на китайский или российский аналог, – рассказал Владислав Шенявский.
Ещё в 2014 году полуостров покинули сети быстрого питания McDonald’s, KFC и популярная за рубежом кофейня Starbucks. Поначалу здания пустовали, но уже в 2016 любители фастфуда выстраивались в очередь за хрустящей курочкой крымского CFC. Спустя год бургеры со знакомыми названиями продавали в новой сети быстрого питания EATY. Компания стала успешным примером импортозамещения и расширила список ресторанов с одного до 11 по всему Крыму. Дежавю случилось и у кофеманов, которые быстро переключились на севастопольский Starducks.
Крымские предприниматели с лёгкостью создавали аналоги западных ресторанов и вскоре приступили к разработке уникальных рецептов. Например, севастопольский «The Угол» уже семь лет угощает посетителей авторскими бургерами из премиального фермерского мяса.
– Санкций мы не боимся, с 2014 года сумели к ним адаптироваться. Возможны подводные камни: отключат приложение или прекратятся поставки соусов и специй, но тогда придумаем что-то своё, – рассказал соучредитель и директор ресторана Руслан Замилов.
Повар-кондитер по образованию рассказал: помимо авторских рецептов бургеров, команда ресторана создала тренд на необычные завтраки. Ежегодно «The Угол» посещают более 200 тысяч гостей. Семь лет ресторан получает премию «Кафе года» по мнению сообщества «Пикантная правда Севастополь», а позицией номер один остаются бургеры.
Лидирующие позиции, но уже в импортозамещении, занимает фирма V1VO. С 2016 года предприятие специализируется на масле виноградной косточки. Завод полного цикла использует только отечественное сырьё, поэтому независимо от зарубежных поставок.
– Мы получаем 70 тонн масла в год, при этом наши мощности позволяют увеличить производство в пять раз. У нас есть линия уходовой натуральной косметики и мука виноградной косточки, которую фермеры используют в качестве кормовой добавки для птиц и крупного рогатого скота, – рассказала коммерческий директор завода V1VO Светлана Преутеско.
За шесть лет предприятие не только расширило производство, но и заработало авторитет по всей России, в Белоруссии и Казахстане.
– Санкций не боимся, для нас это естественные условия. За несколько лет мы приобрели иммунитет. Ограничения дают возможность расширить географию рынка. Сейчас ведём переговоры со Сколково, там заинтересовались нашим проектом, есть возможность стать резидентом. Запатентованные технологии V1VO заинтересовали даже азиатский рынок, – поделилась Светлана Преутеско.
По словам губернатора Севастополя Михаила Развожаева, в условиях санкций регион увеличит производство вина, рыбы, мебели и синтетических ёлок. Кстати, севастопольская компания Max Christmas дарит новогодний праздник жителям всей России уже 20 лет. На фабрике роботизированное оборудование, однако, по словам сотрудников, основа бизнеса – талантливая команда. За последние несколько лет компании удалось практически полностью перейти на отечественное сырьё. Производится всё: от пластиковых деталей до металлических каркасов и крупногабаритных деталей ели.
Многие предприниматели сходятся во мнении, что новые западные ограничения расширят отечественное производство и заверяют: они твёрдо стоят на ногах, а к санкциям у них иммунитет.