Сразу после думских выборов в Крыму начались кадровые чистки и перестановки. Уже лишились своих должностей несколько министров и муниципальных глав. По данным инсайдеров, готовятся отставки мэров Феодосии, Сак, Армянска и Евпатории. В горсовете и администрации Евпатории уже прошли обыски. Но вакантные места занимать некому: кадровый резерв региона истощён до предела. Например, замминистра сельского хозяйства полуострова Денис Кратюк теперь совмещает свою работу с обязанностями врио главы Симферопольского района. На этом фоне стали наращивать своё влияние в муниципалитетах бывшие украинские чиновники.
Керчь под контролем Осадчего
Вместо уволенного после летних потопов Сергея Бороздина (а затем назначенного на должность замминистра транспорта республики) руководить Керчью теперь будет Святослав Брусаков, который с момента воссоединения Крыма с Россией возглавлял местный избирком. Он стал первым заместителем главы города и врио мэра сразу после увольнения Бороздина. В конце сентября керченский горсовет приставку «врио» перед должностью убрал.
В украинский период деятельность Брусакова была тесно связана с именем Олега Осадчего, который с 1998 года, 16 лет подряд, был бессменным главой Керчи, отличаясь авторитарным стилем управления.
– Осадчий начинал когда-то как очень хороший управленец, который в какой-то момент утратил связь с реальностью и начал жить не по средствам, но это было типично для всех украинских чиновников. Например, ходили разговоры о его поездках на уикенд в Лас-Вегас. Окружение тогда активно льстило своему шефу. Говорили, что Керчь ему мала, пора выходить на уровень республики и даже страны. Амбиции у него были большие, – говорит источник «Октагон.Крым», близкий к администрации Керчи.
При Украине Брусаков более семи лет являлся заместителем Осадчего. Именно его нынешний мэр Керчи считает своим учителем и наставником, о чём говорит открыто.
Вместо уволенного после потопов Сергея Бороздина главой Керчи стал Святослав Брусаков (на фото).Фото: сайт правительства Республики Крым
В 2014 году Осадчий до последнего поддерживал украинскую сторону, а год спустя чудом избежал уголовного наказания за превышение должностных полномочий. По версии следствия, экс-чиновник незаконно изменил размеры и условия использования земельного участка, на котором была построена станция техобслуживания, принадлежащая его сыну. Несколько месяцев Осадчий провёл в СИЗО, а затем был переведён под домашний арест по состоянию здоровья. Прокурор настаивал на условном сроке и запрете занимать руководящие должности, но суд решил, что достаточно будет штрафа в размере 200 тыс. рублей, который затем сократили до 150 тыс.
Несколько лет после этого Осадчий занимался бизнесом, а затем в 2017 году стал помощником депутата Госдумы от Крыма Константина Бахарева, близкого к спикеру госсовета региона Владимиру Константинову. В 2020 году Осадчий был назначен на пост директора «Киммерии М. А. Волошина», что вызвало недовольство в рядах музейных сотрудников. В интернете даже появилась петиция с просьбой не допустить его назначения.
Осадчий, по данным инсайдеров, активно восстанавливает политические связи, заручившись поддержкой Константинова.
Брусаков уже начал набирать в команду старых знакомых времён правления Осадчего. Ещё будучи врио, он принял на должность своего заместителя Дмитрия Шеремета, который работал начальником ЖКХ города с 2012 по 2014 год. На должность директора МУП «ЖилсервисКерчь» вернулся Геннадий Рубан, который при Осадчем являлся директором коммунального предприятия по ремонту и эксплуатации жилого фонда. Он руководил МУП «ЖилсервисКерчь» с 2014 до 2017 года.
Фигура Брусакова тесно связана с именем Олега Осадчего (на фото), который 16 лет был бессменным главой Керчи и отличался авторитарным стилем управления.Фото: Андрей Иглов/РИА Новости
Вернуться в администрацию Керчи, по данным источника «Октагон.Крым», планирует и сам Осадчий – его кандидатуру уже рассматривали, говорит инсайдер, после ухода Бороздина, но вопрос был решён в пользу Брусакова. Сейчас в местных СМИ и ряде телеграм-каналов активно идёт информационная кампания в поддержку «хозяйственного подхода» команды Осадчего и Брусакова.
Борис Дейч возвращает себе Судак
Покинул свой пост и глава администрации Судака Игорь Степиков. По данным источника «Октагон.Крым», новым главой города станет местный депутат от партии «Единая Россия», главный инженер туристско-оздоровительного комплекса «Судак» Константин Подсевалов. Дата конкурса на замещение вакантной должности главы администрации назначена на 10 ноября. Но Подсевалов уже сложил свои депутатские полномочия в связи с «отставкой по собственному желанию».
Подсевалов является человеком из окружения бывшего соратника Виктора Януковича, экс-главы Верховного совета Крыма, почётного гражданина Судака Бориса Дейча, которого в украинские годы называли хозяином Судака.
У Дейча бизнес в строительной и гостинично-ресторанной сферах. Например, он владеет водно-спортивным туристско-оздоровительным комплексом «Водный мир». Приписывают крымские СМИ Дейчу и владение ТОК «Судак» (он был там генеральным директором в 1990-х) – тем самым, где работает Подсевалов. Однако юридических подтверждений этому нет: сведения о бенефициарах через длинный список держателей акций теряются в кипрских офшорах.
Дейч также является соучредителем ООО «Белогорское карьероуправление» и ООО «Баксанский карьер». К слову, разработку Баксанского карьера, где добывают известняки, которые в том числе шли и на строительство «Тавриды», в 2020 году просили закрыть жители окрестных сёл Белогорского района – они говорили о том, что от регулярных взрывов на месторождении в их домах, до которых всего 300 метров, трескаются стены, а из колодцев уходит вода.
В украинские годы Дейч был близок с бывшим крымским премьер-министром Анатолием Могилёвым и Владимиром Константиновым, которого также связывают с добычей полезных ископаемых. По данным ряда СМИ, Константинов контролирует АО «Шархинский карьер», который разрабатывает один из самых крупных крымских карьеров по добыче щебня под Алуштой. С Осадчим же Дейча роднят не только дружеские связи с главой крымского госсовета, но и общие – донецкие – корни. И пока федералы усиливают контроль республиканских ведомств, бывшие украинские чиновники возвращают власть в муниципалитетах.